AWG и Data Insight назвали топ-100 омниканальных ритейлеров
Hoff, Вкусвилл и Спортмастер стали лидерами исследования OMNI RETAIL RATING
ИТ-интегратор AWG совместно с исследовательским агентством Data Insight опубликовали четвертый рейтинг крупнейших омниканальных ритейлеров. В этом году оценивался прогресс компаний по сравнению с 2023 годом. Hoff занял первое место, поднявшись с 39 позиции рейтинга прошлого года. «ВкусВилл» оказался на втором месте, уступив лидерство, а «Спортмастер» улучшил свои позиции на 32 ступени и занял третью строчку.
На церемонии OMNIRATING AWARD лидерам в 19 номинациях были вручены памятные статуэтки и дипломы.
«Спортмастер» получил наивысшее признание за пользовательский опыт, а «Лента» лидирует в списке по опыту взаимодействия с технологиями. В категории по опыту получения заказов лучшим магазином стал «ВкусВилл», а в номинации «Прорыв года» за прошедшие два года – ЦУМ.
Организаторы определи победителей в различных бизнес-направлениях. Так, в номинации «Одежда, обувь и аксессуары» лидирует Ostin. В категории «Товары для дома и ремонта» победил Hoff. Лидером среди продуктовых ритейлеров стал «ВкусВилл». В области «Электроника и бытовая техника» первенство занял «М.Видео», а «Лэтуаль» оказался лучшим в категории «Косметика и парфюмерия». В категории продажи алкогольных напитков выиграл «Винлаб». Аптечные сети возглавил «Горздрав», а в продаже ювелирной продукции лучшей признан Sunlight.
Также были отмечены выдающиеся достижения в различных категориях рейтинга. В частности, компания «Аптека.ру» показала самый большой прирост значений технических показателей с прошлого рейтинга. В номинации «Стабильность» лучшим признан «ВкусВилл» за попадание в ТОП-20 основного рейтинга четыре года подряд. Лидером среди новых компаний в рейтинге и победителем номинации «Открытие года» стал Street Beat, а в номинации «Потенциал» – Sokolov.
Исследование проводится четвертый год и направлено на оценку «бесшовности» покупательского опыта. Итоги проекта представлены в виде рейтинга, который включает 100 российских ритейлеров, занимающихся розничной торговлей в офлайн и онлайн-форматах. Более 10% из этих компаний представлены в рейтинге впервые.
«Исследование показывает, что компании активно совершенствуют омниканальные стратегии, ставшие особенно актуальными в последние годы. Бесшовный опыт взаимодействия создает условия для уникальных бизнес-решений, позволяя компаниям глубже взаимодействовать с клиентами и укреплять долгосрочные отношения. Ритейлу сложно конкурировать с маркетплейсами в ценах и скорости доставки, но он может бороться с ними омниканальным сервисом. Рейтинг помогает определить, как трансформируется рынок ритейла, каждый год появляется много новых представителей из разных категорий, активно развивающих омниканальность», – комментирует Александр Хачиян, основатель AWG и SkillStaff.
«Согласитесь, это очень удобно, по дороге домой, заскочить в магазин, где нас будет ждать сделанный утром и уже собранный заказ, часть которого привезли из другого магазина, а часть со склада. В течение дня получатель этого заказа поменялся, потому что должен был забрать племянник, но он не может … Под всем этим лежит целая гора технологий, которых пользователь не видит и никогда не увидит. Именно эти технологии обеспечивают тот самый бесшовный ОМНИ-опыт, который и является сегодня образом ритейла. Не будущим. Настоящим. Эти технологии мы собственно и оцениваем совместно с AWG в ежегодном ОМНИ-рейтинге», – прокомментировал рейтинг Федор Вирин, партнер Data Insight.
По итогам рейтинга 2022–2023 годов, победителями стали «Вкусвилл», «Перекресток» и «М.Видео», при этом рейтинговая оценка охватывала два года. В 2021 году в топ-3 вошли «Вкусвилл», «Детский мир» и Sunlight. А первый рейтинг, опубликованный в 2020 году, возглавляли «М.Видео», Adidas и «Все инструменты».
О методологии
Уровень омниканальности анализировался по 23 различным критериям, среди которых функциональность мобильного приложения, стабильность сайта при нагрузках, полнота информации о товарах, процесс оформления заказов, эффективность работы колл-центра и другие. В исследовании используется метод «Тайный покупатель» для оценки эффективности программ лояльности, связности онлайн и оффлайн-заказов, оперативности и качества откликов сотрудников.
В этом году организаторы расширили исследование, акцентируя внимание на специфических характеристиках разных сфер бизнеса, и ввели дополнительные рейтинги, отображающие особенности отдельных категорий ритейлеров: fashion, DIY, FMCG, ювелирной и алкогольной промышленности, аптечных сетей, а также компаний по продаже электроники и бытовой техники, косметики и парфюмерии.
Четверть из 20 лидеров рейтинга составили представители сферы продуктового ритейла. Еще 20% позиций пришлось на компании товаров для дома и ремонта, а 15% — на магазины одежды, обуви и аксессуаров. Всего в рейтинге приняли участие 14 категорий компаний.
Итоги основаны на данных интернет-магазинов и оценках AWG и Data Insight, использующих собственные инструменты и внешние сервисы для сбора информации. Кроме того, создатели рейтинга внедрили пользовательские сценарии в методику анализа омниканальности.
Фото: пресс-служба компании AWG
О компаниях
AWG – один из ведущих ИТ-интеграторов, специализирующийся на проектах по цифровой трансформации и омниканальных решениях для ритейла. Компания оказывает услуги по комплексному консалтингу, разработке, интеграции и внедрению ИТ-решений для бизнеса, подбору ИТ-персонала по модели аутстаффинга для 100+ клиентов крупного бизнеса из сфер торговли, недвижимости, банкинга, страхования, логистики и других отраслей.
*
Data Insight – аналитическая компания, специализирующаяся на онлайн-ритейле. На рынке с 2010 года. В области ecommerce проводит более 50 исследований в год, самые заметные из которых — ежегодный рейтинг интернет-магазинов, экосистема интернет-торговли в России, ежегодный отчет интернет-торговля в России. Компания является одним из самых цитируемых аналитических агентств в России.